Английский писатель Бен Джонсон однажды назвал Шекспира «на все времена», потому что его произведения говорят с разными людьми. Поистине подходящее описание для человека, который оставил такой глубокий след в истории. Даже спустя столетия после его смерти люди продолжают влюбляться в персонажей его пьес.
Он исследовал человеческий опыт с такой глубиной и изяществом. И его произведения оставляют долгое и неизгладимое впечатление у всех, кто их читает или смотрит. Настолько, что произведения английского драматурга включены в широко используемые учебники по английскому языку.
Спросите любого случайного старшеклассника или студента колледжа, что он знает о Шекспире, и названия таких пьес, как «Ромео и Джульетта»«Юлий Цезарь» и «Макбет», быстро всплывут в их памяти.
Но это не значит, что всем нравилось то, что он делал. Конечно, у самого известного драматурга на английском языке тоже были свои критики. В частности, одно из распространённых критических замечаний заключается в том, что в пьесе Шекспира «Венецианский купец»«Венецианский купец»«Венецианский купец» присутствует антисемитизм.
Другие люди также говорят, что Шекспир был мошенником. Вопросы об истинном авторстве его пьес возникли через 150 лет после его смерти, когда учёные заявили, что Шекспир не писал свои пьесы.
Как бы то ни было, обвинения не повлияли на тот факт, что его пьесы переведены более чем на пятьдесят языков и ставятся по всему миру для зрителей всех возрастов. Узнайте больше об этом удивительном рассказчике и человеке, ознакомившись с этой подборкой из 80 фактов о Шекспире.
01 Уильям Шекспир женился на Энн Хэтуэй.
02 Шекспир практически не упоминается в исторических документах до 1592 года.
03 Существуют истории о Шекспире, написанные до того, как он стал знаменитым.
04 В 1592 году коллега-драматург Роберт Грин раскритиковал Шекспира.
05 Только «Слуги лорда-камергера» ставили пьесы Шекспира с 1594 года.
06 Позже, в 1599 году, они построили собственный театр.
07 В 1997 году была построена копия театра «Глобус».
08 Шекспир поместил предупреждение на своей могиле.
09 Многие учёные сомневаются в том, что Шекспир действительно написал все свои произведения.
10 Некоторые из этих учёных в качестве доказательства приводят его происхождение.
11 Другие учёные утверждают, что ему не хватало образования, чтобы преуспеть в качестве писателя.
12 Некоторые даже утверждают, что другой писатель использовал Шекспира в качестве псевдонима, чтобы скрыть своё авторство.
13 Эти учёные также утверждают, что у Шекспира были деловые отношения с настоящим автором.
14 Большинство учёных отвергают утверждения о неподлинности авторства Шекспира.
15 Вопрос об авторстве Шекспира в конечном итоге стал предметом правовой системы в XX веке.
16 Скептики приложили немало усилий, чтобы найти доказательства того, что Шекспир на самом деле не писал свои произведения.
17 Они также пытались обойти академическое сообщество в конце XX века и позже.
18 В 2010 году Джеймс Шапиро провёл исследование, посвящённое скептическому отношению к авторству Шекспира.
19 Позже был снят фильм, основанный на вопросе об авторстве Шекспира.
20 Шекспир никогда не заказывал свой портрет.
21 Историки считают портрет Чандоса единственным портретом Шекспира, который, возможно, был написан при его жизни.
22 Портреты Кобба и Сандерса также могут быть датированы временем жизни Шекспира.
23 Историки на протяжении веков спорили о религиозных убеждениях Шекспира.
24 Шекспир, возможно, женился на своей жене по католическому обряду.
25 Существуют некоторые свидетельства того, что Шекспир симпатизировал католикам.
26 Некоторые учёные также считают, что Шекспир придерживался атеизма или даже язычества.
27 Шекспир также справедливо изображал мусульманских персонажей в своих произведениях.
28 Ученые иногда подвергали сомнению сексуальную ориентацию Шекспира.
29 Первая пьеса Шекспира кажется современной аудитории странной и даже пугающей.
30 Исследователи также отмечают любительский характер «Двух веронцев».
31 Шекспир снова вызывает споры у современной аудитории в «Укрощении строптивой».
32 Шекспир играл с порядком повествования в своей трилогии «Генрих VI».
33 «Ромео и Джульетта», вероятно, считается самым известным произведением Шекспира.
34 «Ромео и Джульетта» также подверглись критике со стороны психоаналитиков.
35 Феминистки также критиковали Ромео и Джульетту.
36 «Сон в летнюю ночь» соперничает с «Ромео и Джульеттой» как самое известное произведение Шекспира.
37 «Венецианский купец» привел к обвинениям Шекспира в антисемитизме.
38 Однако «Гамлет» считается самой исполняемой пьесой Шекспира.
39 Восприятие «Гамлета» менялось на протяжении веков.
40 «Гамлет» также считается самой длинной пьесой Шекспира.
41 Шекспир в «Гамлете» увлекался философией.
42 Психоаналитики изучали Гамлета.
43 Некоторые люди считают «Макбета» Шекспира проклятым произведением.
44 «Буря» Шекспира также подвергалась различным интерпретациям на протяжении веков.
45 «Буря» позже оказала влияние на писателя XX века Олдоса Хаксли.
46 «Два знатных родича» считаются последней работой Шекспира.
47 Шекспир также писал поэмы, пока английские театры были закрыты из-за чумы.
48 Изначально Шекспир писал свои сонеты для узкого круга читателей.
49 Персонажи сонетов Шекспира вызывали множество споров.
50 Шекспир, пишущий сонеты, выглядит ироничным.
51 На самом деле Шекспир не был так уж знаменит при жизни.
52 Он помог модернизировать английский язык.
53 Он также подвергался критике даже в XVII веке.
54 Шекспир по-настоящему стал популярным только в XVIII веке.
55 Критика Шекспира продолжалась и в XVIII веке.
56 Шекспир стал особенно популярен в России в XIX веке.
57 Однако русский писатель Лев Толстой не любил Шекспира.
58 Шекспир стал неожиданным исключением в гитлеровской Германии.
59 Шекспир с трудом находил публику во Франции вплоть до окончания Второй мировой войны.
60 Шекспир также начал набирать популярность в Китае только в конце XX века.
Уильям Шекспир женился на Энн Хэтуэй.
Несмотря на то, что у них одно и то же имя, Энн Хэтэуэй не имеет никакого отношения к популярной актрисе современности. Согласно завещанию её отца Ричарда, на самом деле её звали не Энн, а Агнес. Некоторые историки в это не верят. Хэтэуэй и Шекспир поженились в 1582 году, и в то время она уже была беременна их первым ребёнком. У них было трое детей: Сюзанна, Хемнет и Джудит.
Шекспир в значительной степени оставался вне истории до 1592 года.
Большая часть того, что известно о жизни Шекспира до того, как он стал знаменитым, относится к периоду до рождения его младших детей. Например, известно, что у него было семеро братьев и сестёр и что он был третьим ребёнком в семье.
Также известно, что две его старшие сестры умерли в младенчестве, и Шекспир остался старшим из братьев и сестёр. Также известно, что он учился в Королевской новой школе в Стратфорде, которая традиционно была школой только для мальчиков и продолжает работать по сей день.
Существуют истории о Шекспире за годы до того, как он стал знаменитым.
В одной известной истории Шекспира на самом деле обвинили в краже имущества сквайра по имени Томас Люси. Это вынудило Шекспира бежать в Лондон, где он в отместку написал скандальную историю о сквайре.
Согласно другой истории, Шекспир ухаживал за лошадьми лондонских театралов. Историки склонны отвергать большинство этих историй, но некоторые из них могут иметь реальную историческую подоплёку. Например, Джон Обри однажды утверждал, что Шекспир в то время работал школьным учителем. Предположительно, он делал это под псевдонимом «Шексхафт», что заставило историков усомниться в этой истории, поскольку это имя было довольно распространённым.
Коллега-драматург Роберт Грин напал на Шекспира в 1592 году.
В то время Шекспир только начинал свою карьеру, но его быстрый успех заставил других признанных писателей увидеть в нём соперника. Грин называл Шекспира выскочкой и даже мастером на все руки.
Это контрастировало с репутацией Грина и его коллег как универсальных гениев, которая в основном была обусловлена их университетским образованием. В отличие от них, у Шекспира не было университетского образования, из-за чего Грин считал его и его творчество второсортными.
С 1594 года и далее только «Слуги лорда-камергера» ставили пьесы Шекспира.
«Слуги лорда-камергера» — это театральная труппа, принадлежавшая её собственным актёрам и другим участникам, включая Шекспира. Они получили своё название от должности своего покровителя, Генри Кэри, 1-го барона Хансдона.
В частности, Уильям занимал должность лорда-камергера, а вместе с ней и ответственность за организацию развлечений при дворе. В 1596 году компания переименовалась в «Люди лорда Хансдона» после того, как сын Генриха, Георг, стал их покровителем.
Затем, в 1597 году, после того как Джордж сменил своего отца на посту лорда-камергера, они снова стали труппой лорда-камергера. А в 1603 году труппа снова переименовалась в труппу короля после того, как король Яков I стал их новым покровителем.
Позже, в 1599 году, они построили свой собственный театр.
Они назвали его «Глобус-театр» по девизу, который использовали в театре. В частности, по знаменитому выражению «весь мир — театр». Однако в некоторых источниках слово «глобус» заменено на «мир». Земля, на которой стоял театр, принадлежала двум членам труппы лорда-камергера, Ричарду и Катберту Бёрбейджам.
В сохранившихся записях того времени нет прямых сведений о конструкции театра «Глобус», но исторические исследования, проводившиеся на протяжении веков, позволили составить его описание.
Театр «Глобус» представлял собой амфитеатр под открытым небом высотой в три этажа и мог вмещать до 3000 человек в зале одновременно. Он оставался открытым более десяти лет, пока не сгорел во время пожара в 1613 году. Восстановленный год спустя, он оставался открытым до 1642 года, когда во время Гражданской войны в Англии было издано постановление о закрытии театра.
В 1997 году была построена копия театра «Глобус».
Сэм Ванамейкер впервые предложил перестроить театр «Глобус» в 1970 году, но столкнулся с трудностями. В частности, конструкция театра «Глобус» XVI века не соответствовала современным противопожарным нормам.
Однако Ванамейкер не сдавался и с помощью Джона Оррелла сумел перестроить здание в соответствии с первоначальным проектом, но по современным стандартам. Это включает в себя противопожарные материалы в соломенной крыше театра, а также современные спринклерные системы.
В целях дополнительной безопасности в театре всего 873 места для зрителей, но ещё 700 человек могут стоять во дворе вокруг сцены. В воссозданном театре также есть современный сувенирный магазин, вестибюль, ресторан и центр для посетителей.
На могиле Шекспира было написано предупреждение.
Гробница находится в алтарной части церкви Святой Троицы в его родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. На каменной плите над гробницей высечена эпитафия, которую Шекспир подготовил перед смертью. В эпитафии он проклинал тех, кто потревожит его могилу, и благословлял тех, кто её уважает.
Это привело к тому, что в 2008 году ремонт церкви проводился очень осторожно, чтобы не потревожить могилу Шекспира и не навлечь на себя его проклятие.
Многие ученые задавались вопросом, действительно ли Шекспир написал все свои произведения.

Это движение зародилось в XIX веке как часть академического скептицизма по отношению к другим литературным персонажам, таким как Гомер, а также к таким текстам, как Библия.
Они называют себя антистратфордианцами, имея в виду родной город Шекспира, и выступают против его предполагаемого авторства. Они также утверждают, что существует заговор с целью скрыть правду, что, по их мнению, объясняет очевидное отсутствие доказательств, подтверждающих их заявления.
Некоторые из этих ученых указывают на его общее происхождение в качестве доказательства.
Во времена Шекспира Стратфорд-на-Эйвоне был небольшим городком с населением 1500 человек. Его экономика зависела от овец, которых разводили ради шерсти или мяса. Противники Стратфорда использовали это как доказательство того, что город был культурной отсталостью.
Они также указывают на родителей Шекспира, ни один из которых не был образованным человеком. Это приводит антистратфордианцев к выводу, что Шекспир происходил из неграмотной семьи, которая, по их мнению, не могла воспитать гения, каким его рисует история.
Тем более, учитывая, насколько сложны сюжеты его произведений, которые, по их мнению, не мог бы написать такой отсталый человек, как Шекспир.
Другие ученые утверждают, что ему не хватало образования, чтобы преуспеть как писателю.
Они даже сомневаются в том, что он вообще когда-либо учился в Королевской новой школе, поскольку в школьных записях нет никаких упоминаний о том, что он там учился. Другие выпускники школы того времени также никогда не упоминали Шекспира. Шекспир также никогда не упоминал своих друзей или одноклассников из Королевской новой школы.
Противники стратфордской теории также утверждают, что даже если Шекспир и учился в этой школе, её учебная программа, основанная на латыни, не могла дать ему тот словарный запас, который, как считается, присутствует в его произведениях. Они также указывают на его неразборчивую подпись как на дополнительное доказательство своей теории. Поговорим об элитарности, которую мы видим здесь, в «Фактах о Шекспире».
Некоторые даже утверждают, что другой писатель использовал Шекспира в качестве псевдонима, чтобы скрыть своё имя.
Согласно одной из теорий, группа писателей использовала Шекспира в качестве прикрытия для публикации своих работ. В эту группу предположительно входили сэр Уолтер Рэли, Эдмунд Спенсер, лорд Бакхерст, 17-й граф Оксфорд и другие. Согласно другим теориям, один из этих или кто-то другой из них был единственным писателем, который использовал имя Шекспира в качестве прикрытия.
Как правило, противники «Стратфордианской теории» утверждают, что их предполагаемый автор стремился избежать так называемого «табу на печать». В частности, в то время дворяне-писатели ожидали, что их произведения будут читать только их сверстники и представители их социального класса. Публикация их работ с целью получения прибыли стала источником позора и скандала, что привело к формированию группы.
Эти ученые также утверждают, что у Шекспира были деловые отношения с настоящим автором.
Они утверждают, что Шекспир не только позволял им использовать своё имя, но и обладал настоящим талантом в управлении повседневными делами театра. К ним относились финансовые вопросы, такие как кредитование и возврат денег, покупка и продажа земли. Тот факт, что Шекспир также выходил на сцену, чтобы играть персонажей в пьесах, подкрепляет этот аргумент.
Большинство ученых отвергают утверждения о подлинности авторства Шекспира.
Что касается его образования, они отмечают, что в то время учебная программа многих школ в Англии уже была стандартизирована благодаря королевскому указу.
Они также отмечают, что кажущаяся неразборчивость подписи Шекспира связана с тем, что он писал секретарским почерком — особым видом почерка, распространённым среди писателей того времени.
Кроме того, современники и покровители Шекспира неоднократно признавали его заслуги, и существует множество документов, подтверждающих авторство Шекспира. После смерти отца в 1601 году Шекспир получил право называть себя джентльменом и даже использовать официальный герб.
Этот титул стал частью его публичного образа и появлялся вместе с его именем во всех опубликованных работах. В жёсткой социальной структуре Англии того времени Шекспир никогда не смог бы добиться такого статуса, не соответствуя своей литературной репутации.
Вопрос об авторстве Шекспира в конечном счёте вошёл в правовую систему в XX веке.
В 1987 году трое судей Верховного суда США созвали учебный суд, чтобы выслушать позицию противников Стратфорда. Они постановили, что все доказательства основаны на теориях заговора, а значит, у противников Стратфорда не было реальных оснований для иска.
Позже в том же году трое лордов-судей провели ещё одно судебное разбирательство в Иннер-Темпл в Лондоне, чтобы снова рассмотреть антистратфордскую позицию. Суд снова отклонил антистратфордскую позицию и подтвердил авторство Шекспира.
Скептики приложили немало усилий, чтобы найти доказательства того, что Шекспир на самом деле не писал свои произведения.
В конце XIX века доктор Орвилл Оуэн сконструировал дешифратор для изучения произведений Шекспира. Он был убеждён, что в произведениях есть скрытый код, в котором спрятаны секреты. Эти секреты включали в себя сведения об истинном авторе произведений. Позже он также пытался поднять со дна реки Уай якобы расшифрованное доказательство того, что под рекой находится ящик с рукописями. Он и его помощник также утверждали, что за стенами башни Кэнонбери в Ислингтоне спрятано ещё больше рукописей.
Они также пытались обойти академическое сообщество в конце XX века и позже.
Всё началось в 1976 году, когда Чарлтон Огберн-младший в США осудил академическую элиту за монополизацию литературного общества. Затем он возглавил движение против «Стратфорда», полностью игнорируя любые контраргументы академического сообщества.
Другие антистратфордианцы последовали его примеру, сначала на телевидении и радио в последние десятилетия XX века, а затем в интернете в XXI веке. В 2007 году они даже пытались собрать онлайн-подписи в поддержку своей позиции, но не смогли набрать ожидаемое большинство.
Вместо этого им удалось собрать лишь около 3000 подписей, в том числе около 600 подписей от людей, называющих себя учёными. В то же время опрос, проведённый в том же году среди 265 преподавателей колледжей, показал, что 90% из них отвергают антистратфордскую позицию.
Позже, в 2010 году, Джеймс Шапиро провёл исследование, посвящённое скептическому отношению к авторству Шекспира.
Профессор английского языка и литературы из Колумбийского университета Шапиро изучал антистратфордский феномен с социологической точки зрения. В конце концов он пришёл к выводу, что академическое сообщество тоже виновато, в частности, в том, что постоянно отвергало антистратфордскую позицию.
Это позволило антистратфордианцам постоянно критиковать их позицию, в то время как академическое сообщество мало что делало для противодействия антистратфордианской позиции. Шапиро также отметил удивительную привлекательность антистратфордианцев для некоторых представителей широкой общественности. Он пришёл к выводу, что это связано с наследием Уотергейтского скандала 1970-х годов, который подорвал доверие общественности не только к правительству, но и к авторитетным фигурам в целом.
Позже был снят фильм, посвящённый вопросу авторства Шекспира.
Фильм «Аноним» 2011 года переносит нас из современной Англии в Англию XVII века, чтобы обсудить, был ли 17-й граф Оксфордский настоящим автором произведений Шекспира.
В фильме также затрагивается ещё одна теория заговора о том, что у королевы Елизаветы было несколько внебрачных детей. В итоге фильм получил смешанные и негативные отзывы критиков и провалился в прокате.
Шекспир никогда не заказывал свой портрет.

На самом деле, из трёх портретов, на которых, несомненно, изображён Шекспир, два были заказаны только после его смерти. Во-первых, это портрет Дрёшаута, написанный Мартином Дрёшаутом для титульного листа Первого фолио.
Кроме того, существует надгробный памятник Шекспиру, созданный скульптором Джерардом Джонсоном в 1616 году по заказу зятя Шекспира, Джона Холла.
Историки считают портрет Чандоса единственным портретом Шекспира, который, возможно, был написан при его жизни.
Джон Тейлор написал её между 1600 и 1610 годами, и она фактически стала основой для гравюры Мартина Дрошаута с изображением Шекспира для Первого фолио.
Название происходит от имени предыдущего владельца портрета, герцога Чандоса, жившего в XVIII веке. Семья Чандос хранила портрет до 1848 года, когда его у них купил граф Элсмир. Затем он подарил портрет Национальной портретной галерее.
Портреты Кобба и Сандерса также могут быть датированы временем жизни Шекспира.
Портрет Кобба назван в честь семьи Кобб, которая владела им с XVIII века. Ученые из Национального фонда, Королевской шекспировской труппы и даже Кембриджа сходятся во мнении, что он был написан при жизни Шекспира.
Однако другие учёные, такие как Тарня Купер из Национальной портретной галереи, с этим не согласны. Купер, в частности, утверждает, что мужчина на портрете — не Шекспир, а Томас Овербери.
Что касается портрета Сандерса, то его название происходит от имени художника, которым был либо Джон, либо Томас Сандерс. Исследования, проведённые с помощью этикетки и рамы, подтверждают, что портрет был написан в 1603 году, но многие учёные утверждают, что мужчина на портрете выглядит слишком молодым для Шекспира в том году.
Историки обсуждали религиозные убеждения Шекспира на протяжении веков.
Официально Шекспир оставался верным прихожанином англиканской церкви до самой смерти. Его завещание составлено по протестантской формуле, его детей крестили в англиканской церкви, а на его похоронах была проведена протестантская церемония.
Однако косвенные доказательства свидетельствуют о том, что он мог симпатизировать католикам. Во-первых, его мать происходила из благочестивой католической семьи. Отец Шекспира и его братья и сёстры, возможно, тоже тайно исповедовали католицизм после того, как в Англии запретили Римско-католическую церковь. Дочь Шекспира, Сюзанна, возможно, тоже исповедовала католицизм, но доказательства остаются слабыми, поскольку она не причащалась на Пасху в Стратфорде. Таким образом, учёные до сих пор спорят о религиозной принадлежности Шекспира.
Возможно, Шекспир женился на своей жене по католическому обряду.
Доказательством служит имя священника, который проводил церемонию в 1582 году, — Джон Фрит. Всего несколько лет спустя, в 1586 году, Фрит был разоблачён как католический священник, выдававший себя за протестантского. Шекспир и Хэтэуэй также поженились не в Стратфорде, а в Темпл-Графтоне, недалеко от города. Некоторые учёные считают, что они сделали это, чтобы тайно обвенчаться по католическому обряду.
Существуют некоторые свидетельства католических симпатий в произведениях Шекспира.
В пьесе «Гамлет» отец главного героя упоминается как застрявший в чистилище — католической концепции, отвергаемой протестантизмом. Большинство исследователей отмечают, что в пьесе в целом присутствуют протестантские мотивы, но другие утверждают, что это могло быть сделано лишь для того, чтобы скрыть католический элемент.
Шекспир также выражает сочувствие иезуиту Эдмунду Кэмпиону в своей пьесе «Двенадцатая ночь». Исследователи также отмечают кодовые слова в произведениях Шекспира, которые использовали тайные католики в Лондоне XVII века.
Некоторые учёные также считают, что Шекспир придерживался атеизма или даже язычества.
Идея об атеизме Шекспира впервые возникла в 1848 году на основании того, что он нерегулярно посещал церковные службы. Исследователи в целом отвергают эту идею как доказательство того, что Шекспир был атеистом.
Точно так же они отвергают обвинения в том, что Шекспир включил в свои произведения языческие элементы в качестве доказательства собственного язычества. Вместо этого они утверждают, что Шекспир включил в свои истории языческие элементы, такие как феи и боги, чтобы придать им фантастическую привлекательность чисто художественным способом.
Шекспир также справедливо представил мусульманских персонажей в своих произведениях.
В качестве примера можно привести принца Марокко из «Венецианского купца» и даже Отелло из одноимённой пьесы. В обоих случаях и в других произведениях Шекспир не делает своих персонажей стереотипными, а делает их сложными и реалистичными. Исследователи отмечают, что это редкий и вдохновляющий пример того, как писатель изображает мусульман.
Ученые иногда ставили под сомнение сексуальность Шекспира.
Некоторые учёные задавались вопросом, не было ли у Шекспира гомосексуальных интересов. Это следует из некоторых его сонетов, например, 18-го, который он написал для молодого человека, которого называл Прекрасным юношей.
Однако другие учёные отвергают эту идею и вместо этого утверждают, что у Шекспира могли быть бисексуальные интересы. Брак Шекспира с Анной и их трое детей доказывают, что он не был гомосексуалом.
Первая пьеса Шекспира кажется современной аудитории странной и даже пугающей.
Шекспир написал и опубликовал «Двух веронцев» в период с 1589 по 1593 год. Странная часть комедии начинается с того, что один из двух главных героев, Валентин, предлагает свою возлюбленную Сильвию своему другу Протейу, второму главному герою.
Проблема в том, что Протей в этой сцене только что угрожал изнасиловать Сильвию. Естественно, это вызывает беспокойство, но некоторые учёные не согласны с этим. Они утверждают, что это результат недопонимания того, что говорит Валентин. По их мнению, Валентин не предлагает Протей Сильвию, а скорее предлагает заботиться о своей подруге, которую он очень любит.
Исследователи также отмечают любительский подход к «Двум веронцам».

Стэнли Уэллс, в частности, отмечает, что драматической структуре пьесы не хватает размаха по сравнению с другими произведениями Шекспира. Он также отмечает, что главные герои не так сильно развиваются по сравнению с главными героями других произведений Шекспира.
Исследователи в целом сходятся во мнении, что любые недостатки пьесы, естественно, были вызваны неопытностью Шекспира в то время, когда он только начинал свою театральную карьеру. В конце концов, у больших дел маленькие начала.
Шекспир снова вызывает споры у современной аудитории в «Укрощении строптивой».
В центре сюжета — брак Петруччо и Катерины, где Катерина — «крошка» в названии. Петруччо использует психологические пытки, чтобы превратить Катерину из неприятной и непослушной женщины в свою идеальную невесту.
К ним относятся запрет есть и пить, отказ в одежде, которую она хочет, и другие способы помешать ей чувствовать себя комфортно. Даже во времена Шекспира эта история вызывала у зрителей неприятные ощущения, которые в наши дни только усилились.
Критики обвиняют Шекспира в том, что он подыгрывает худшим стереотипам о женщинах и увековечивает их для будущих поколений. Однако его защитники отмечают, что пьеса считается комедией и что Шекспир, возможно, на самом деле пытался показать, насколько смехотворными становятся такие стереотипы в реальности.
Шекспир обыграл порядок своей истории в своей трилогии «Генрих VI».
На самом деле трилогия начинается со второй части, которую он написал и опубликовал в 1591 году. Её продолжение, первая часть, также вышло в том же году. Однако первая часть вышла только в следующем, 1592 году, став, таким образом, приквелом к сюжету первой части.
«Ромео и Джульетта», вероятно, считаются самым известным произведением Шекспира.
Несмотря на это, даже во времена Шекспира у пьесы была неоднозначная репутация. Писатель XVII века Сэмюэл Пипс назвал её худшей пьесой, которую он когда-либо видел.
В XIX веке Чарльз Гилдон и лорд Кеймс обвинили Шекспира в нарушении правил классической трагедии. В частности, они утверждали, что Ромео и Джульетта погибли не из-за недостатков их характеров, а из-за стечения обстоятельств, как несчастные влюблённые.
Другие критики отмечают, что история начинается как комедия, но в середине превращается в трагедию. Затем они указывают на то, что это сбивает с толку многих зрителей.
Ромео и Джульетта также вызвали неприязнь психоаналитиков.
Они указывают на то, что чрезмерная агрессивность Ромео на самом деле может быть доказательством того, что он хотел исполнить своё желание. Это привело к трагическим событиям пьесы: сначала к смерти Меркуцио, а затем к двойному самоубийству Ромео и Джульетты.
Другие психоаналитики отмечают, что влечение Ромео и Джульетты друг к другу, по-видимому, коренится в ненависти их семей друг к другу. Это, по их мнению, приводит к выводу, что любые отношения, которые могли бы у них быть, в долгосрочной перспективе были бы только вредными.
Феминистки также нацелились на Ромео и Джульетту.
Они утверждают, что патриархальное общество, в котором жили влюблённые, сыграло свою роль в трагедии. В частности, смерть Меркуцио заставила Ромео стать жестоким, и феминистки критикуют Шекспира за то, что он, кажется, приравнивает взросление к жестокости.
Они также критикуют Ромео за то, что он обвиняет Джульетту в том, что она сделала его слабым после смерти Меркуцио. Неспособность Джульетты самостоятельно принимать решительные меры также стала поводом для критики со стороны феминисток.
«Сон в летнюю ночь» соперничает с «Ромео и Джульеттой» за звание самого известного произведения Шекспира.
Кроме того, пьеса вызывает гораздо меньше споров. Один критик отметил, что каким бы нелепым ни казался «Сон в летнюю ночь», он всегда заставлял его смеяться. Другие критики также называют эту пьесу примером классического фантастического сюжета.
Другие хвалят его за верность классическим темам карнавала, а также древнеримских праздников. Английский критик и драматург Чарльз Гилдон, в частности, хвалил Шекспира в XVIII веке, отмечая, что он, должно быть, читал римскую классику на латыни, чтобы так хорошо понимать подобные темы.
«Венецианский купец» привёл к обвинениям Шекспира в антисемитизме.
Проблема заключается в персонаже Шейлоке, еврейском ростовщике, который становится главным антагонистом истории. Шейлок выглядит мстительным и даже требует от Антонио буквально фунт плоти в качестве платы за неуплату долга.
Критики также отмечают, что это обыгрывает средневековые истории о том, как евреи якобы резали христиан, чтобы выпить их кровь. Однако защитники Шекспира отмечают, что, несмотря на роль антагониста, Шейлок на самом деле вызывает сочувствие.
Они указывают на то, что Шейлок страдает от открытого антисемитизма Антонио и даже от конкуренции со стороны Антонио. Они также указывают на то, что Шекспир явно изображает Антонио лицемером. Он осуждает мстительность Шейлока, при этом игнорируя то, что сам плохо обращался с Шейлоком в прошлом.
Однако «Гамлет» считается самым исполняемым произведением Шекспира.
В частности, «Гамлет» всегда занимал первое место в списке постановок Королевской шекспировской труппы с 1879 года. Многие другие известные писатели называли его своим источником вдохновения, в том числе Чарльз Диккенс и Иоганн Гёте.
Отношение к Гамлету менялось на протяжении веков.

В начале XVII века зрители хвалили «Гамлета» за то, что в его сюжете есть призрак, а также за темы безумия и меланхолии. Однако к концу века критики раскритиковали пьесу как неуместную и безвкусную. Ситуация снова изменилась в начале XVIII века, когда «Гамлет» стал примером классического героя.
Популярность готической литературы в то время также способствовала успеху пьесы. Затем, во второй половине века, ситуация снова изменилась, и критики раскритиковали сюжет как запутанный.
Романтическое движение XIX века вновь возродило интерес к «Гамлету», а детали его характера стали предметом споров вплоть до XX века.
«Гамлет» также считается самой длинной пьесой Шекспира.
На постановку пьесы на сцене уходит четыре часа, а в ней примерно 4000 строк, содержащих около 30 000 слов. Из-за этого многие адаптации сокращают пьесу, чтобы она не была слишком длинной для некоторых зрителей.
Шекспир увлекался философией в «Гамлете».
Оглядываясь назад, учёные заметили, что в разговорах Гамлета с Розенкранцем присутствуют экзистенциалистские темы. Некоторые учёные предполагают, что Шекспир мог предвидеть различные философские доктрины будущего, не только экзистенциализм, но и релятивизм и скептицизм.
Однако большинство учёных утверждают, что Шекспир мог писать под влиянием философа Мишеля де Монтеня. Де Монтень был одним из основоположников скептической школы философии в эпоху Возрождения. Будучи современником Шекспира, писатель должен был знать о де Монтене и его работах.
Психоаналитики изучали Гамлета.
Зигмунд Фрейд на самом деле проанализировал «Гамлета» в своей книге «Толкование сновидений». Он сделал это вместе с греческой трагедией «Царь Эдип», используя обе пьесы в рамках своего исследования неврозов.
Фрейд противопоставил главных героев обеих пьес и то, как они справлялись с тем, что он называл эдиповым комплексом. Эдип неосознанно убивает своего отца и женится на своей матери, что Фрейд интерпретировал как действие, продиктованное эдиповым комплексом. Гамлет же, напротив, неосознанно подавляет эдипов комплекс, о чём свидетельствует его нежелание мстить за отца.
Некоторые люди считают «Макбета» Шекспира проклятым произведением.
Это поверье связано со сценами, в которых Макбет советуется с ведьмами, которые накладывают заклятия, чтобы ответить на вопрос Макбета. Это привело к суеверию, что Шекспир цитировал в пьесе настоящие заклятия, а настоящие ведьмы за него проклинали его работу.
Это также привело к тому, что многие актёры отказываются использовать название пьесы, называя её просто «Шотландская пьеса». На протяжении веков случались несчастные случаи и беды с теми, кто использовал название пьесы или даже просто участвовал в ней.
Однако историки отвергают эту легенду и на самом деле указывают на то, что, согласно статистике, во время постановки «Гамлета» погибло или получило травмы больше людей, чем во время постановки «Макбета».
«Буря» Шекспира также имела различные интерпретации на протяжении веков.
Шекспир и его современники относили эту пьесу к трагедиям, однако позже учёные переквалифицировали её в роман. Это связано с темами пьесы, в частности, с тем, что действие происходит в прибрежных районах экзотических, далёких мест с фантастическими элементами.
Другие учёные утверждают, что Шекспир опередил своё время, затронув в «Буре» неожиданные постколониальные темы. Особенно это заметно в образе Калибана, раба Просперо, который кажется единственным персонажем, наиболее близким к природе.
Это выделяет его среди других персонажей, таких как Стефано и Тринкуло. Феминистки также критиковали пьесу, например, за то, что в ней есть только один главный женский персонаж — дочь Просперо, Миранда. Затем они идут дальше, критикуя то, что Миранда постоянно подчиняется планам и решениям своего отца.
Позднее «Буря» оказала влияние на писателя XX века Олдоса Хаксли.
Он даже напрямую использовал цитату из пьесы в качестве названия своего романа «О дивный новый мир». Собственные темы романа о социальных изменениях, вызванных повсеместным применением генной инженерии, привели к тому, что и роман, и пьеса стали ассоциироваться с потенциальной реакцией человечества на изменения, вызванные использованием передовых технологий.
«Два благородных родственника» считаются последним произведением Шекспира.
У него также был соавтор пьесы, Джон Флетчер, что когда-то оспаривалось учёными, но теперь считается историческим фактом. Шекспир и Флетчер на самом деле написали пьесу как переосмысление более ранней истории «Рассказ рыцаря» из средневекового сборника «Кентерберийские рассказы».
Шекспир также писал повествовательные стихи, пока английские театры были закрыты из-за чумы.
Он написал «Венеру и Адониса» в 1593 году, а затем «Похищение Лукреции» в 1594 году. Шекспир посвятил обе поэмы одному из своих покровителей, Генри Ризли, графу Саутгемптону.
Оба стихотворения основаны на классической мифологии, в частности, на попытках Венеры завязать романтические отношения с Адонисом и на изнасиловании римской женщины Лукреции этруском Тарквинием. В обоих стихотворениях Шекспир исследует темы вины и последствий, к которым приводит неконтролируемая похоть.
Первоначально Шекспир писал свои сонеты для частной аудитории.
Одно из свидетельств — то, что он использовал псевдонимы для людей, которым писал сонеты. Один из современников Шекспира, Фрэнсис Мерес, также прямо упомянул в 1599 году, что Шекспир в частном порядке писал сонеты для своих друзей. К сожалению, из-за этого учёные не знают, в каком порядке Шекспир писал свои сонеты.
Персонажи сонетов Шекспира вызвали множество споров.

Шекспир написал их для трёх человек, которых он называл «Прекрасным юношей», «Тёмной леди» и «Поэтом-соперником». На протяжении веков учёные спорили об их возможных прототипах, а «Прекрасный юноша» также внёс свой вклад в дискуссию о сексуальной ориентации Шекспира.
В частности, многие учёные считают, что настоящим автором «Прекрасному юноше» был Генри Райтсли, граф Саутгемптон. Другие оспаривают это из-за его возраста на момент написания сонетов, выдвигая вместо этого имя Уильяма Хьюза, молодого актёра, который часто играл женские роли в пьесах Шекспира.
Мэри Фиттон, Эмилия Лэниер и Элизабет Ризли входят в число многих кандидаток на роль Тёмной леди. Сэмюэл Дэниел, Кристофер Марло и Джон Дэвис из Херефорда также входят в число кандидатов на роль Поэта-соперника.
Некоторые учёные также утверждают, что «Поэт-соперник» — это не конкретный человек, а собирательный образ соперников Шекспира в театральном мире.
Шекспир, пишущий сонеты, кажется ироничным.
Ирония заключается в том, что Шекспир, похоже, не любил сонеты и негативно отзывался о них в своих пьесах. Это заставило учёных задуматься, не поэтому ли Шекспир обращался к людям, которым он посвящал сонеты, под псевдонимами.
Однако другие учёные утверждают, что Шекспир писал свои сонеты как эксперимент. В частности, как способ самовыражения, отличный от его обычной литературной работы.
На самом деле Шекспир при жизни не был настолько знаменит.
Англичане считали его одним из своих лучших писателей, но у него не было такой репутации, как сегодня. На самом деле, англичане того времени ставили его ниже Эдмунда Спенсера, автора «Королевы фей». Тем не менее, даже в то время произведения Шекспира печатали чаще, чем произведения других писателей. Шекспир и его компания также принимали меры, чтобы помешать своим конкурентам ставить его произведения на сцене.
Он помогал руководить модернизацией английского языка.
Конечно, он был не единственным, кто внёс свой вклад в развитие театра. Другие писатели, такие как Эдмунд Спенсер, Кристофер Марло и сэр Филип Сидни, тоже внесли свой вклад.
В то время английский язык развивался и превратился в то, что мы сейчас называем современным английским. Это привело к беспорядку в грамматике и лексике.
Шекспир и его современники использовали то, что учёные называют неологизацией, чтобы решить эту проблему. Они заимствовали слова и фразы из других языков, таких как латынь и греческий.
Он также привлекал критику даже в 17 веке.
Пуританское господство в Англии в середине XVII века привело к тому, что все пьесы были запрещены в Англии. Однако во второй половине XVII века произведения Шекспира вернулись на сцену вместе с произведениями других авторов.
В то время некоторые критики, например Томас Раймер, критиковали его за то, что его произведения не соответствовали неоклассическим правилам драматургии. Однако эти правила были изобретены во Франции и никогда не приживались в Англии, поэтому такая критика игнорировалась.
Шекспир по-настоящему стал популярным только в XVIII веке.
Настолько, что актёры, которым удавалось сыграть роли в пьесах Шекспира, практически гарантированно становились знаменитостями на всю жизнь. На самом деле, начиная с 1730-х годов, пьесы Шекспира составляли 25% всех театральных постановок.
Популярность Шекспира также привела к росту интереса к нему со стороны учёных. В частности, учёные сыграли ведущую роль в поиске и сохранении верности оригинальному материалу Шекспира. Это стало результатом тенденции театров адаптировать материал к потребностям своей аудитории.
Критика Шекспира продолжалась и в 18 веке.
В частности, критики обратили внимание на менее утончённый юмор в некоторых его произведениях, который они назвали дешёвыми каламбурами. Они также обратили внимание на сексуальные отсылки в некоторых его произведениях, из-за чего некоторые издатели вырезали их. Однако это привело к волне ответной критики, и с середины XVIII века правки были отменены.
Шекспир стал особенно популярен в России в 19 веке.
По иронии судьбы, русские литераторы, такие как Александр Сумароков, в XVIII веке считали Шекспира вдохновляющим варваром. Позже императрица Екатерина Великая спонсировала постановки пьес Шекспира, но даже тогда русские предпочитали читать его произведения, а не смотреть их.
Ситуация изменилась в XIX веке с развитием романтизма. Александр Пушкин публично называл «Гамлета» и другие исторические пьесы Шекспира своим источником вдохновения. Фёдор Достоевский также находился под влиянием Шекспира. Один из его романов, «Преступление и наказание», был вдохновлён пьесой «Макбет».
Однако русский писатель Лев Толстой недолюбливал Шекспира.

Он признался, что возлагал большие надежды, но в итоге разочаровался, прочитав то, что большинство считает лучшим произведением Шекспира.
К ним относятся «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта» и другие. На самом деле Толстой описывал этот опыт как утомительный и даже отталкивающий. Позже он также писал, что авторы, подражающие Шекспиру или черпающие в нём вдохновение, лишь искажают его эстетику.
Шекспир пользовался удивительным исключением в гитлеровской Германии.
Адольф Гитлер запретил неклассические театральные постановки, не имеющие немецкого происхождения, но Шекспир нашёл защитника в лице не кого иного, как самого Йозефа Геббельса.
Геббельс и его последователи считали Шекспира великим классиком, даже если им приходилось вносить небольшие изменения в текст, чтобы он соответствовал их политическим целям. Позже, после начала Второй мировой войны, из-за связи Шекспира с британцами его произведения на короткое время были запрещены.
Однако Гитлер вмешался, посчитав, что Шекспир был скорее немцем, чем британцем. Для него и других нацистских лидеров Англия, из которой был родом Шекспир, имела больше общего с нацистской Германией, чем с современной Британской империей.
Шекспир изо всех сил пытался завоевать аудиторию во Франции вплоть до окончания Второй мировой войны.
А когда это произошло, то только после масштабных изменений, таких как французская версия «Ромео и Джульетты» в XIX веке со счастливым концом.
Однако после Второй мировой войны опыт войны привёл к масштабным изменениям во французской культуре. В частности, учёные отмечают, что война разрушила веру в неизбежное торжество прогресса. Вместо этого французы стали воспринимать мир как более хаотичное и неопределённое место. Это привело к тому, что произведения Шекспира стали лучше восприниматься французской аудиторией в их первоначальном виде.
Шекспир также начал набирать популярность в Китае только в конце XX века.
В частности, после смерти китайского коммунистического революционера Мао Цзэдуна в 1976 году. В то время театр стал социально приемлемым способом осуждения его наследия.
В частности, «Макбет» нашёл большую аудиторию в Китае, а его тирания стала олицетворением тирании Мао. Амбициозная леди Макбет также стала олицетворением жены Мао, амбициозной Цзян Цин.
«Король Лир» также нашёл свою аудиторию в Китае как нравоучительная история о том, как люди, оскорбляющие своих родителей, становятся самыми низкими из низких.
Среди других произведений Шекспира, ставших хитом в Китае, — «Венецианский купец». В отличие от западной аудитории, китайская публика не считала эту пьесу антисемитской. Вместо этого они видели в ней историю о важности справедливости и честности в жизни.